Пояснительная записка к учебному плану
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней
общеобразовательной школы п. Уральский
Учебный план – нормативно-правовой акт, устанавливающий перечень документов и
объем учебного времени, отводимого на их изучение по уровням общего образования и
учебным годам.
Учебный план МБОУ средней общеобразовательной школы п. Уральский на 2021-2022
учебный год разработан на основе следующих нормативно- правовых документов:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской
Федерации».
Приказ Министерства образования России № 1015 от 30.08.2013 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным
программам- образовательным программам
начального
общего, основного общего и среднего общего образования».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1643 от
29.12.2014 г «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в
действие федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования», в редакции приказа Минобрнауки России от 11.12. 2020 года.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897, в
редакции приказа Минобрнауки России от 11.12.2020 №712.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
среднего
общего
образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413, в
редакции приказа Минобрнауки России от 11.12.2020 № 712.
Санитарные
правила
СанПиН
2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи в общеобразовательных учреждениях» (постановление
Главного
государственного санитарного врача России от 28.09.2020 г. «№ 28.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и безвредности для человека
факторов обитания».
2
Приказ Минпросвещения России от 12 ноября 2021 г. «Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего,
среднего
общего
образования
организациями,
осуществляющими
образовательную деятельность»
Приказ
Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 "Об
утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования"
Приказ
Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 "Об
утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования
Устава МБОУ СО школы п. Уральский.
Основной образовательной программы МБОУ СО школы п. Уральский.
Годового календарного учебного графика на 2022-2023 учебный год.
Примерных основных образовательных программ начального общего образования,
основного общего образования, среднего общего образования.
Примерных программ по предметам.
Учебный план опирается на принципы:
выполнение федерального государственного образовательного стандарта по всем
дисциплинам;
реализация интересов, способностей и возможностей личности обучающегося;
Учебный план предусматривает реализацию задач, направленных на обеспечение
самоопределения личности, создание условий для самореализации, на повышение
качества образования, подготовку обучающихся к продолжению образования в
высших учебных заведениях, на формирование физически здоровой, активной,
самостоятельной личности.
Проведение промежуточной аттестации обучающихся
в МБОУ СО школе п.
Уральский регулируется следующей локально нормативной базой:
-Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся в МБОУ СО школе п. Уральский. Успешное
прохождение обучающимися промежуточной аттестации является основанием для
3
перевода в следующий класс. Решения по данным вопросам принимаются
педагогическим советом.
Установление
уровня
достижения
результатов
освоения
образовательной
программы проводится в виде промежуточной аттестации обучающихся
Формы промежуточной аттестации обучающихся 1-4 классов
Учебные
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
предметы
Русский язык
Контрольное
Диктант
списывание
грамматическим грамматическим
грамматическим
заданием
заданием
Литературное
Выразительное Работа
чтение
чтение
с Диктант
с Диктант
заданием
с
с Работа с текстом Работа с текстом
текстом
Иностранный
Комплексный
Лексико-
Лексико-
язык
тест
грамматический
грамматический
тест
тест
в Работа
в Работа
Окружающий
Тест
Работа
мир
Математика
формате ВПР
формате ВПР
Контрольная
Контрольная
Работа
работа
работа
формате ВПР
формате ВПР
в Работа
Защита проекта
Сообщение
о Сообщение
о Сообщение
о Сообщение
музыкальных
музыкальных
музыкальных
музыкальных
инструментах
инструментах
жанрах
жанрах
Изобразительное Рисунок
искусство
в
формате ВПР
ОРКСЭ
Музыка
в
на Рисунок
свободную
на Рисунок
на Рисунок
о
на
свободную тему свободную тему
свободную тему
Творческая
Творческая
Творческая
Творческая
работа
работа
работа
работа
Физическая
Контрольные
Контрольные
культура
нормативы
нормативы
тему
Технология
Контроль
ные нормативы
Контроль
ные нормативы
4
Промежуточная аттестация 5-9 классов
Предмет
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
Русский язык
Комплексная
Комплексная
Комплексн
Комплексн
Комплексн
работа
в работа
формате ВПР
Литература
в ая работа в ая работа в ая работа в
формате ВПР
формате
формате
формате
ВПР
ВПР
ОГЭ
Контрольная
Контрольная
Контрольна Контрольна Контрольна
работа
работа
я работа
Иностранный
Лексико-
Лексико-
Тест
язык
грамматическ
грамматическ
формате
контрольна
контрольна
ий тест
ий тест
ВПР
я работа
я работа
Комплексная
Комплексная
Математика
работа
формате ВПР
в работа
я работа
в Итоговая
я работа
Итоговая
в
формате ВПР
Алгебра
Комплексная
Комплексн
Геометрия
работа
в
работа
в
формате ОГЭ
ая работа в
формате
ВПР
Информатика
Тест
Комплексная
формате ОГЭ
Тест
История
Контрольная
Контрольная
Контрольна Комплексная
России.
работа
работа
я работа
формате ОГЭ
Тест
Тест
Комплексная
Тест
работа
в
работа
в
Всеобщая
история
Обществознан
ие
История
формате ОГЭ
Тест
Пермского
5
края
География
Контрольная
Комплексная
работа
работа
формате ВПР
Комплексн
Комплексная
работа
в
в ая работа в формате ОГЭ
формате
ВПР
География
Тест
Тест
Пермского
края
Физика
Контрольна Контрольная работа
я работа
Химия
Биология
Контрольная работа
Комплексная
работа
формате ВПР
Комплексная
в работа
формате ВПР
Комплексн
в ая работа в я работа в ая работа в
формате
формате
формате
ВПР
ВПР
ОГЭ
Музыка
Тест
Тест
Тест
Изо
Творческая
Творческая
Творческая
работа
работа
работа
Проект
Проект
Проект
Технология
Контрольна Комплексн
Проект
6
Начальное общее образование
Рабочие программы отдельных учебных предметов, являющиеся составной частью
ООП, разработаны на основе примерных программ по учебным предметам начального
общего образования , авторских программах УМК, программ формирования УУД, а также
с учётом регионального базисного учебного плана на 2022-2023 учебный год, требований
к результатам освоения ООП.
Результаты освоения обучающимися отдельных учебных предметов раскрыты в
рабочих образовательных программах по каждому предмету, в соответствии с годом
обучения и классом преподавания.
В календарно-тематическом планировании определены виды деятельности учителя и
обучающегося, формирование УУД на каждом этапе урока.
Основные задачи реализации содержания обязательных учебных предметов:
Начальным этапом изучения русского языка в первом классе является курс
«Обучение грамоте». Его продолжительность (приблизительно 23 учебные недели, 9 ч в
неделю)
определяется
темпом
обучаемости
учеников,
их
индивидуальными
особенностями и спецификой используемых учебных средств. Обучение письму идет
параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной
речи. Дети овладевают начертанием букв русского алфавита, учатся соединять их друг с
другом, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях. Наряду с
формированием основ элементарного графического навыка чтения и навыка развиваются
речевые умения детей, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется
фонематический
слух,
осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.
Задачи обучения грамоте решаются как на уроках русского языка, так и на уроках
литературного чтения. Чтобы подчеркнуть интегрированный характер периода обучения
грамоте, его содержание с учетом специфики этих учебных предметов представлено в
программах Русский язык и Литературное чтение.
После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и
литературного чтения.
В
процессе
изучения
курса
математики
у обучающихся
формируются
представления о числах как результате счета и измерения, о принципе записи чисел. Они
учатся выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, находить
неизвестный компонент арифметического действия по
известным, составлять числовое выражение и находить его значение в соответствии с
правилами порядка выполнения действий; накапливают опыт решения арифметических
7
задач. Обучающиеся в процессе наблюдений и опытов знакомятся с простейшими
геометрическими формами,
приобретают начальные навыки изображения геометрических фигур.
Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники
овладевают практико-ориентированными знаниями для развития их экологической и
культурологической
грамотности
и
соответствующих
ей
компетенций:
умения
использовать разные методы познания, соблюдать правила поведения в природе и
обществе, способность оценивать свое место в окружающем мире, участвовать в его
созидании и др.
Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного
восприятия, эмоционально-положительного отношения к миру природы и культуры,
воспитывает духовность, активность, компетентность подрастающего поколения России,
способного на созидание во имя родной страны и планеты Земля.
Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных
требований:
учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую
смену;
используется «ступенчатый» режим обучения: в сентябре-октябре по 3 урока в день
по 35 минут каждый, в ноябре-декабре по 4 урока по 35 минут каждый, в январемае по 4 урока по 40 минут каждый;
обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних
заданий;
дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти – с 17 по 23
февраля 2022 года
Режим работы:
1-4 классы начальной школы работают 5 дней в неделю,
Домашние задания даются обучающимся с учетом возможности их выполнения в
следующих пределах: во 2-3 -м - до 1,5 ч., в 4-м - до 2 ч. (СанПиН 2.4.2.2821-10, п.10.30).
При выборе учебно-методических комплексов школа руководствуется Федеральным
перечнем учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к
использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях «Об
утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к
использованию
реализующих
в
образовательном
образовательные
процессе
программы
в
образовательных
общего
образования
учреждениях,
и
имеющих
государственную аккредитацию:
8
Раздел 1 - «Школа России»;
Раздел II: учебники, принадлежащие к завершенной предметной линии (на соответствие
Федеральному
государственному
образовательному
стандарту),
учебники,
представляющие завершённые предметные линии – УМК Л.В. Занкова, УМК «Гармония»
, УМК «Планета знаний»
Некоторые учителя формируют учебно-методический комплекс (УМК) на основе
набора учебников
из завершенных предметных линий в соответствии с целями и
задачами образовательной программы общеобразовательного учреждения.
Учебный план для начальных классов ориентирован на 4-летний нормативный срок
освоения образовательных программ начального общего образования.
Учебный план составлен с учетом особенности и специфики Основной
образовательной программы начального общего образования, в основе которой лежат
программа: УМК «Гармония», УМК «Планета знаний»,УМК «Школа России», УМК
образовательной системы Л.В.Занкова, цель которых – повышение результативности
обучения детей, сохранение единого образовательного пространства, а также выполнение
гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья.
Образовательный процесс поддерживается УМК учебных программ и учебников по
вышеназванным программам.
При
проведении
занятий
по
иностранному
языку
и
информатике
(в рамках предмета «Технология») во 2-4-х классах осуществляется их деление на группы
(при наполняемости класса более 23 человек).
9
Предметные
области
учебные предметы
Количество часов в неделю
I
классы
II
III
IV
Всего
Обязательная часть
Русский язык
Русский язык и
литературное чтение Литературное
чтение
Иностранный язык
Английский язык
4
5
5
5
5
20
4
4
4
3
3
14
–
2
2
2
6
Математика и
информатика
4
4
4
4
4
16
-
-
1
1
2
2
2
2
2
8
–
–
–
1
1
0,5
1
1
1
1
4
Обществознание и
естествознание
Основы
религиозных
культур и светской
этики
Искусство
Технология
Физическая
культура
Итого
Математика
информатика
Окружающий мир
Основы
религиозных
культур и светской
этики
Музыка
Изобразительное
искусство
1,5
0,5
1
1
1
1
4
Технология
Физическая
культура
0,5
1
1
1
1
4
2
3
3
3
3
12
17
21
23
23
24
91
10
Основное общее образование 5- 9 классы
ФГОС основного общего образования определен перечень обязательных для изучения
учебных предметов: русский язык, литература, родной язык, родная литература,
иностранный язык, второй иностранный язык, истории России, всеобщая история,
обществознание, география, математика, алгебра, геометрия, информатика, основы
духовно-нравственной
изобразительное
культуры
искусство,
народов
музыка,
России,
технология,
физика,
физическая
биология,
химия,
культура,
основы
безопасности жизнедеятельности.
Учебный план основного общего образования (далее - учебный план) обеспечивает
введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем
нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру
обязательных
предметных
областей
по
классам
(годам
обучения).
Основная
образовательная программа основного общего образования может включать как один, так
и несколько учебных планов. Учебные планы обеспечивают преподавание и изучение
государственного языка Российской Федерации, возможность преподавания и изучения
государственных языков республик Российской Федерации и родного языка из числа
языков народов Российской Федерации, а также устанавливают количество занятий,
отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения. Учебный план определяет
учебное время, отводимое на изучение предметов по классам (годам) обучения; общий
объём нагрузки и максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся в соответствии
ООП ООО, формы промежуточной аттестации учащихся.
Продолжительность учебного года и урока в МБОУ СО школе п. Уральский определена
действующими нормативными документами: Постановление Главного государственного
санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН
1.2.3685-21
«Гигиенические
нормативы
и
требования
к
обеспечению
безопасности и безвредности для человека факторов обитания». Учебный план на уровне
ООО составлен в соответствии с содержанием ООП ООО, требованиями к реализации
ФГОС ООО и представлен двумя частями:
− обязательная часть.
− часть, формируемая участниками образовательных отношений в целях обеспечения
индивидуальных потребностей учащихся.
Учебный план для 5-х классов разработан в рамках введения федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования,
утвержденный Приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении
11
федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования"
Учебный план для 6--9-х классов разработан в рамках введения федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования,
в
соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897, в редакции приказа Минобрнауки России
от 11.12.2020 № 712.
Основными целями учебного плана 5-9-х классов являются:
- овладение обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными
видами
деятельности
(учебной,
трудовой,
коммуникативной,
двигательной,
художественной); умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде;
поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;
- формирование у обучающихся правильного отношения к окружающему миру,
этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в
разнообразной творческой деятельности;
- формирование системы знаний, умений и способов деятельности по базовым предметам
не
ниже
государственных
образовательных
стандартов,
определяющих
степень
готовности обучающихся к дальнейшему обучению; развитие элементарных навыков
самообразования, контроля и самооценки.
В учебном плане 5-9-х классов представлены все основные образовательные области,
что позволяет заложить фундамент общеобразовательной подготовки обучающихся.
Режим работы осуществляется по 5-дневной учебной неделе, продолжительность
учебного года для 5-8-х классов составляет 35 учебных недель, для 9-х классов -34
учебные недели, продолжительность урока составляет 45 минут. Учебный план, режим
работы
школы
обеспечивают
выполнение
федерального
государственного
образовательного стандарта основного общего образования и использование компонента
образовательной организации
в соответствии
с интересами и потребностями
обучающихся.
Учебный план для обучающихся включает две части: обязательную и формируемую
участниками образовательных отношений. Количество часов не превышает величину
допустимой недельной образовательной нагрузки, определенной базисным учебным
планом. Преподавание осуществляется по программам, рекомендованным Министерством
образования РФ для общеобразовательных учреждений.
12
Обязательная часть
учебного плана определяет состав обязательных учебных
предметов для реализации основной образовательной программы основного общего
образования,
отражает
содержание
образования,
которое обеспечивает
решение
важнейших целей современного основного образования: формирование гражданской
идентичности школьников, их приобщение к общекультурным и национальным
ценностям, информационным технологиям, готовность к продолжению образования в
старшей
школе,
формирование
здорового
образа
жизни,
знаний
поведения
в
экстремальных ситуациях, личностного развития обучающегося в соответствии с его
индивидуальностью.
Наполняемость обязательной части определена составом учебных предметов
обязательных предметных областей:
русский язык и литература (русский язык, литература);
иностранный язык (английский язык);
математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика);
общественно-научные предметы (история, обществознание, география);
основы духовно-нравственной культуры народов России;
естественно-научные предметы (биология, физика, химия);
искусство (музыка, изобразительное искусство);
физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура,
основы безопасности жизнедеятельности);
технология (технология).
ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА»
Обязательная часть учебного плана
РУССКИЙ ЯЗЫК
Ведущая цель обучения русскому языку – развитие и совершенствование навыков
грамотного письма, тех практических умений и навыков, которые обеспечивают
свободное владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме.
Учебный предмет «Русский язык» направлен на формирование у учащихся системы
знаний о языке, умений и навыков их использования в речевой практике, воспитания
бережного отношения к языку и речи, стремления к самосовершенствованию в области
языковой подготовки и культуры речевого общения. Учебный предмет «Русский язык»
изучается в 5-х классах по 5 часов, 6- х классах по 6 часов, 7 классах по 4 часа в неделю, в
8-9 – по 3 часа в неделю. Часть учебного плана, формируемая участниками
образовательного процесса, определяет содержание образования, обеспечивающего
реализацию
интересов
и
потребностей
обучающихся,
их
родителей
(законных
13
представителей), образовательного
учреждения.
По окончании основной
школы
учащимися сдаются два обязательных экзамена, один из которых русский язык (устно).
Добавлено по 1 часу русского языка в 9- х классах для подготовки к сдаче ГИА.
ЛИТЕРАТУРА
Обязательный базовый учебный предмет «Литература» принадлежит эстетическому,
гуманитарному,
коммуникативному пласту
знаний,
интегрирует
художественное,
историческое, географическое, речевое, обществоведческое образование, определяет
характер и направленность гражданского и нравственного воспитания. Курс литературы в
школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и
содержания, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических
представлений,
формирования
умения
умений
оценивать
и
анализировать
художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами
русского литературного языка. В 5-8-х классах учебный предмет «Литература» изучается
по 2 часа в неделю, в 9-х классе – 3 часа в неделю.
ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ «ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»
Изучение предметной области "Иностранные языки" должно обеспечить: приобщение к
культурному наследию стран изучаемого иностранного языка, воспитание ценностного
отношения
к
иностранному
языку
как
инструменту
познания
и
достижения
взаимопонимания между людьми и народами; осознание тесной связи между овладением
иностранными языками и личностным, социальным и профессиональным ростом;
формирование коммуникативной иноязычной компетенции (говорение, аудирование,
чтение и письмо), необходимой для успешной социализации и самореализации;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся
культуры владения иностранным языком в соответствии с требованиями к нормам устной
и письменной речи, правилами речевого этикета. Обязательная часть учебного плана
Обязательный базовый учебный предмет «Иностранный язык (английский, немецкий)»
изучается в 5-9 классах по 3 часа в неделю с делением на группы.
ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ «МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА»
Обязательная часть учебного плана в предметной области «Математика и информатика»
представлена учебными предметами: математика, алгебра, геометрия и информатика.
МАТЕМАТИКА
Задачи математического образования: - овладение конкретными математическими
знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения
14
смежных дисциплин, для продолжения образования; - интеллектуальное развитие
учащихся,
формирование
качеств
мышления,
характерных
для
математической
деятельности и необходимых человеку для полноценного функционирования в обществе;
- формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме
описания и методе познания действительности; - формирование представлений о
математике, как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики
для общественного прогресса Обязательная часть учебного плана На изучение учебного
предмета «Математика» в 5-6 классах отводится по 5 часов в неделю. В 7-8 классах
изучаются учебные предметы «Алгебра» по 3 часа в неделю, 105 часов в год, «Геометрия»
по 2 часа в неделю, 70 часов в год; в 9 классах «Алгебра» по 3 часа в неделю, 102 часов в
год, «Геометрия» неделю, 68 часов в год. «Математика» представлена предметами:
«алгебра» с 7 по 9 класс - 3 часа, «геометрия» с 7 по 9 класс - 2 часа; учитывая
возрастающую роль математики и обязательный экзамен по данному предмету, за счет
части, формируемой участниками образовательного процесса увеличено количество часов
на 0,5 час в 9-х классах, отводимых на изучение математики.
Учебный предмет «ИНФОРМАТИКА» изучается в 7-9 классах в обязательной части
учебного плана и направлен на формирование у обучающихся компьютерной
грамотности, развитие информационной культуры, привитие элементов логического
мышления,
выражающегося
в
умении
рассуждать,
доказывать,
обосновывать
предлагаемые решения, использование специальных компьютерных программ для более
эффективного усвоения знаний по другим учебным предметам.
Учебный предмет «Информатика» изучается по 1 часу в неделю с делением на группы, 35
часов в год.
ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ «ОБЩЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ПРЕДМЕТЫ»
Предметная область «Общественно-научные предметы» представлена предметами:
«Всеобщая история», «История России», «Обществознание», «География». Обязательная
часть учебного плана В 5-9-х классах общественно-научные предметы представлены
«Всеобщая история», «Обществознание», «География». В 6-9 классах изучается учебный
предмет «История России».
«ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ» изучается в 5-х классах по 2 часа в неделю, 70 часов в год; в 68 классах по 1 часу в неделю, 35 часов в год, в 9-х класса – по 1 часу в неделю, 34 часа в
год. Главная цель изучения истории - образование, развитие и воспитание личности
школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных
приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в
15
целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной
деятельности.
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» изучается в соответствии с ФГОС ООО с пятого класса. В 5-9
классах обществознание изучается по 1 час в неделю, 5-8 класс - 35 часов в год, в 9 классе
– 34 часа в год. «ИСТОРИЯ РОССИИ» изучается в соответствии с ФГОС ООО с 6-го
класса. В 6-8 классах по 1 час в неделю, 35 часов в год, в 9 классе 1 час в неделю, 34 часа в
год. Содержание предмета направлено на осмысление и формирование ценностных
ориентиров современного мира – гражданским обществом и парламентаризмом. Изучая
сложные и трагические события, явления и процессы в разное историческое время,
учащиеся смогут при соответствующей поддержке учителя понять роль социально
активной личности в истории; познакомиться и осмыслить примеры героизма и
самоотверженности во имя общества.
ГЕОГРАФИЯ
Учебный предмет «География» изучается в 5-9-х классах. В 5-6 классах по 1 часу в
неделю, 35 часов в год, в 7-8 классах по 2 часа в неделю 70 часов в год, в 9 классе по 2
часа в неделю 68 часов в год. Школьное географическое образование призвано решать
следующие задачи: - способствовать формированию географического мышления
школьников, развитию свободно и творчески мыслящей личности; - передать учащимся
систематические знания по географии, обладание которыми поможет им ориентироваться
в современном мире; - формирование у учащихся представления о целостности
окружающего мира при его территориальном многообразии, сложных проблемах,
встающих перед человечеством, имеющих свои специфические особенности в разных
странах; развитие у школьников словесно - логического и образного мышления. - В
рамках предметного модуля общественно-научные предметы (история, обществознание,
география) в 5 классе учащиеся будут знакомиться с историей Пермского края по
учебнику Н.П. Горбацевич «Мой Пермский край» (г. Пермь «Книжный мир», 2015 г.).
Основы духовно-нравственной культуры народов России в 5 классе реализуется через
внеурочную деятельность.
ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ
«ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ПРЕДМЕТЫ»
Изучение предметной области "Естественнонаучные предметы" должно обеспечить:
• формирование целостной научной картины мира;
• понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в
современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости
16
международного научного сотрудничества; овладение научным подходом к решению
различных задач;
•
овладение
умениями
формулировать
гипотезы,
конструировать,
проводить
эксперименты, оценивать полученные результаты;
• овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с
объективными реалиями жизни;
• воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
• овладение экосистемной познавательной моделью и ее применение в целях прогноза
экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей
среды; осознание значимости концепции устойчивого развития.
Предметная область «Естественнонаучные предметы» на уровне ООО представлена
учебными предметами: «Биология», «Физика», «Химия».
Обязательная часть учебного плана Учебный предмет «БИОЛОГИЯ» призван развивать у
обучающихся понимание величайшей ценности жизни, ценности биологического
разнообразия,
развивать
экологическую
культуру,
нацелен
на
установление
гармонических отношений школьников с природой. В 5-6-х классах учебный предмет
«БИОЛОГИЯ» изучается по 1 часу в неделю, 35 часов в год, в 7-8 классах по 2 часа в
неделю 70 часов в год, 9 класс по 2 час в неделю, 68 часов в год.
Учебный предмет «ФИЗИКА» изучается в 7-8-го классах 2 часа в неделю, 70 часов в год, в
9 классах по 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Учебный предмет «ХИМИЯ» изучается в 8-9 классах и рассчитан на 2 часа в неделю, 70
часов в год. Содержание курса химии обеспечивает выпускнику достаточный объем
химических знаний, необходимый современному человеку.
ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ «ИСКУССТВО» Одна из главных целей преподавания
ИСКУССТВА – развитие интереса к внутреннему миру человека, способности
углубляться в себя как основы развития способности сопереживать и понимать других
людей, осознавать свои внутренние переживания в контексте истории культуры.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как
духовную летопись человечества, как познание человеком отношения к природе,
обществу, поиску истины. Обязательная часть учебного плана Обязательные базовые
учебные предметы «Музыка» и «Изобразительное искусство» в 5-8 классах изучаются по
1 часу в неделю, по 35 часов в год.
ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ «ТЕХНОЛОГИЯ» Обязательная часть учебного плана
Учебный предмет «Технология» в 5-8 классах. В 5-7 классах по 2 часа в неделю, 70 часов
в год с делением на группы девочки/мальчики. В 8-м классе - 1 час в обязательной части,
17
35 часов в год,
ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Физическое воспитание - это содействие всестороннему развитию личности посредством
формирования физической культуры личности школьника. Достижение цели физического
воспитания обеспечивается решением следующих задач, направленных на укрепление
здоровья, содействие гармоническому физическому развитию, содействию воспитанию
нравственных и волевых качеств. Обязательная часть учебного плана Учебный предмет
«Физическая культура» реализуется в 5-8 классах и изучается по 3 часа в неделю, 105
часов в год, 9 классе по 3 часа в неделю 102 часа в год
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается в 8- 9 классе и
направлен на формирование у обучающихся сознательное и ответственное отношение к
вопросам
личной
безопасности
и
безопасности
окружающих,
способствуют
приобретению привычек здорового образа жизни. Обязательная часть учебного плана
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в 8-х классе по 1 часу в
неделю, 35 часов в год, в 9-х классах 34 часа в год.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений.
В 6-7 классах по 0,5 часа введен учебный предмет «География Пермского края»,
обеспечивающий
реализацию
содержания
образования,
связанного
Пермского края, формирование системы знаний о культурных,
с
изучением
географических
особенностях Пермского края.
В 7 классе введен дополнительный час предмета «Биология».
В 8 классе введен дополнительный час предмета «Геометрия».
Для учащихся 5-9-х классов с целью дифференциации содержания с учетом
образовательных потребностей и интересов обучающихся представлены следующие
курсы по выбору:
№
Название курса
1
«Ученье с увлечением»
2
«За страницами учебника
математики»
ФИО учителя
Количество часов в
Класс
неделю
Кузнецова Т. Н.
5г
Сарвартдинова Н. С.
5б
1
Итого
1
1
2
«Решение занимательных задач»
Иванова Н. Д.
6б
0,5
18
2
3
«Начальная топографическая
подготовка»
«Решение нестандартных задач»
Коньшина В. Н.
6а
6а
Итого
1
2
3
2
3
4
«Трудные случаи орфографии и
пунктуации»
«Фауна планеты Земля»
«Учимся говорить на английском
языке»
Кузнецова Т. Н.
7а
Голдобина Л. В.
7б
Рачева В. И.
7а
2
3
4
5
0,5
0,5
1
2
«Технология работы над речевой
частью ОГЭ»
«Учись решать задачи»
«Практикум по говорению и
английской грамматике»
Худяков А. Г.
Куляпина Е. А.
8г
Иванова Н. Д.
8б
Лузина О. А.
8в
1
1
1
1
Итого
1
0,5
2
Итого
1
1
4
«Решение нестандартных задач по
информатике»
«Основы правовой грамотности»
Лялина Л. В.
9а9б9в9г
Ардуанова Н. А.
9а9б9в9г
«Ритм речи»
Рачева В. И.
9а
«Трудные случаи орфографии и Кузнецова Т. Н.
пунктуации»
9г
«Мир математики»
Гавшина М. С.
0,5
0,5
0,5
0,5
1
9а
6
«Функциональная стилистика при Куляпина Е. А.
0,5
подготовке к ОГЭ по русскому 9а
языку»
7
«Решение географических задач»
Коньшина В. Н.
0,5
9а9б
8
«Решение задач при подготовке к Носкова Л. В.
ОГЭ по математике»
9
«Практикум
по
1,5
9б9в9г
решению Беспалко В. Г.
0,5
практических и экспериментальных
задач»
ИТОГО
6
19
Учебный план для 5- х классов
Предметные области
Русский язык и
литература
Иностранный язык
Математика и
информатика
Учебные предметы
Русский язык
Литература
Иностранный язык
(английский язык)
Математика
5 классы
5
3
3
5
Алгебра
Общественно-научные
предметы
Естественнонаучные
предметы
Искусство
Технология
Физическая культура и
Основы безопасности
жизнедеятельности
Геометрия
Вероятность и статистика
Информатика
История
Обществознание
География
Физика
1
Химия
Биология
Музыка
Изобразительное искусство
Технология
ОБЖ
1
1
1
2
Физическая культура
Итого
Часть, формируемая
2
3
27
участниками
образовательного
процесса
История Прикамья
0,5
Итого
Элективные курсы
27,5
0,5
Максимально
допустимая недельная
нагрузка
28
20
Учебный план для 6-9-х классов
Предметные
области
Учебные
предметы
6 классы
Русский язык и
литература
Русский язык
6
Литература
Иностранный
язык
(английский
язык)
Математика
Иностранный
язык
Математика и
информатика
Общественнонаучные
предметы
Естественнона
учные
предметы
8 классы
9 классы
4
3
3
3
2
2
3
3
3
3
3
Алгебра
3
3
3
Геометрия
2
2
2
Информатика
1
1
1
2
2
1
1
1
2
2
2
2
2
3
2
2
2
7
классы
5
История
2
Обществозна
ние
География
1
1
Физика
2
Химия
Биология
1
1
2
Музыка
1
1
1
Изобразитель
ное искусство
Технология
1
1
2
2
Искусство
Технология
Физическая
культура и
Основы
безопасности
жизнедеятельн
ости
ОБЖ
Физическая
культура
Итого
1
1
1
3
3
3
3
29
30
31
31
21
Часть,
формируемая
участниками
образовательн
ого процесса
Биология
1
История
Прикамья
Алгебра
0,5
Геометрия
География
Пермского
края
Итого
1
0,5
0,5
29,5
31,5
32
0,5
Элективные
курсы
0,5
0,5
1
1,5
Максимально
допустимая
недельная
нагрузка
30
32
33
33
22
Среднее общее образование
Уровень среднего общего образования реализует в полном объеме образовательные
программы
среднего
общего
образования
призван
обеспечить
функциональную
грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному,
гражданскому и профессиональному самоопределению. Один из основных механизмов
современного образования является индивидуальная траектория обучающегося, частью
нормативно закрепленная в виде ИУП (индивидуального учебного плана).
Учебный план школы реализуется в форме ИУП.
ИУП -правовой документ, фиксирующий самостоятельно сделанный обучающимися
выбор по определению необходимой для него образовательной услуги, ответственность
обучающегося за процесс и последствия ее реализации и обязательства школы
по
обеспечению условий реализации этого выбора. ИУП отражает интересы, склонности и
способности старшеклассника в соответствии с его профессиональными интересами и
намерениями в отношении продолжения образования. Порядок определения, утверждения
и изменения ИУП регламентируются в локальном нормативном акте школы –
«Положении об организации образовательного
процесса на основе индивидуальных
учебных планов обучающихся. ИУП формируется в соответствии с профилем обучения на
основе профессиональных интересов обучающегося и его намерениями в отношении
продолжения образования.
Классы – комплекты сохраняются как юридическая форма организации обучающихся.
Для обучения старшеклассники объединяются в группы по отдельным предметам
согласно выбранному уровню обучения -углубленному или базовому и количеству
учебных часов. Отдельные группы формируются для обучения на элективных курсах, для
осуществления исследовательской и проектной деятельности.
Учебный план для 10-11 классов
составлен в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом среднего общего образования
(ФОС
СОО), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.05.2012 № 413 ( с учетом изменений и дополнений).
Учебный план среднего общего образования обеспечивает введение в действие и
реализацию требований ФГОС среднего общего образования, определяет общий объем
нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру
обязательных предметных областей по классам.
ФГОС СОО предусматривает изучение не менее одного учебного предмета из каждой
предметной области. Общими для изучения на уровне среднего общего образования
являются учебные предметы «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык»
23
(Английский язык)», «Математика», «История», «Физическая культуры», «Основы
безопасности жизнедеятельности», «Астрономия».
МБОУ СО школой п. Уральский определен учебный план для универсального профиля с
изучением на углубленном уровне в 10 классе следующих учебных предметов: Физика,
Обществознание. В 11 классе определен учебный план для универсального профиля с
изучением
на
углубленном
уровне
следующих
учебных предметов:
Физика,
Обществознание, Химия, Биология.
ФГОС СОО предусматривает обязательные предметные области, в числе которых:
- предметная область «Русский язык и литература» включает учебные предметы: «Русский
язык», «Литература»;
- предметная область «Родной язык и родная литература» включает учебные предметы
«Родной язык» и «Родная литература».
Изучение данной предметной области
интегрировано в предметную область «Русский язык и литература» в целях обеспечения
достижения обучающимися планируемых результатов освоения русского языка как
родного и литературного чтения в соответствии с ФГОС СОО;
- предметная область «Иностранные языки» включает учебные предметы «Иностранный
язык (Английский язык)»;
- предметная область «Математика и информатика» включает учебные предметы
«Математика» и «Информатика»; Учебный предмет «Математика» включает в себя курсы
«Алгебра и начала математического анализа» и «Геометрия». Учет уроков по данным
курсам ведется в журналах на отдельных страницах (Алгебра и начала математического
анализа и Геометрия) с выставлением отметок по каждому курсу.
- предметная область «Естественные науки» включает учебные предметы «Физика»,
«Химия», «Биология» и «Астрономия».
Учебный план предусматривает выполнение обучающимися индивидуального проекта,
который представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся
(учебное исследование или учебный предмет). Индивидуальный проект
выполняется
обучающимися самостоятельно под руководством учителя по выбранной теме в рамках
одного или нескольких изучаемых учебных предметов в любой избранной области
деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной,
иной). Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации
деятельности
обучающихся
(учебное
исследование
или
учебный
проект).
Индивидуальный проект должен быть представлен в виде завершенного учебного
исследования или разработанного проекта. Учебный план составлен на пятидневную
учебную неделю.
24
Промежуточная аттестация
Проводится согласно годовому календарному графику в следующих формах:
Предметная
Учебный предмет
Базовый уровень
область
Русский язык и
Углубленный
уровень
Русский язык
тестирование
Литература
сочинение
Иностранный язык
контрольная работа
литература
Иностранные языки
(тестирование)
Общественные
История
тестирование
Обществознание
тестирование
География
тестирование
Право
тестирование
тестирование
Математика: алгебра
и начала
математического
анализа
геометрия
Информатика
контрольная работа
контрольная работа
контрольная работа
контрольная работа
Физика
контрольная работа
тестирование
Астрономия
контрольная работа
Химия
контрольная работа
тестирование
Биология
контрольная работа
тестирование
Физическая
культура
тестирование
Основы
безопасности
жизнедеятельности
тестирование
науки
Математика и
информатика
Естественные науки
Физическая
культура, экология и
тестирование
основы
безопасности
жизнедеятельности
25
Учебный план 10 класса
Предметная
Учебные
Уровень изучения
область
предметы
предмета
Количество часов
10 класс
Русский язык и
литература
Иностранные
Русский язык
Б
1
Литература
Б
3
Иностранный язык
Б
3
История
Б
2
Обществознание
Б
2
У
3
География
Б
1
Право
У
2
Математика:
алгебра и начала
математического
анализа
геометрия
У
6
Информатика
Б
1
У
4
языки
Общественные
науки
Математика и
информатика
Естественные
Физика
Б
2
науки
Химия
Б
1
У
3
Б
1
Б
3
Б
1
Биология
Физическая
Физическая
культура
культура, экология
Основы
и основы
безопасности
жизнедеятельности
безопасности
жизнедеятельности
Вариативная часть
Индивидуальный
1
проект
Русский язык
1
Элективные курсы
26
Физика
«Физика в
задачах»
Алгебра
«Избранные
вопросы
математики»
Русский язык
«Секреты
сочинения»
География
«Политическая
карта мира»
Английский язык
«В мире
английской
грамматики»
История «История
в лицах»
2
1
1
0,5
1
1
Предельно
не более 34 часов в
допустимая
неделю
аудиторная
учебная нагрузка
при 5-дневной
учебной неделе
27
Учебный план 11 класса
Предметная
область
Русский язык и
литература
Иностранные
языки
Общественные
науки
Учебные предметы
Естественные
науки
Количество часов
Русский язык
Литература
Иностранный язык
Б
Б
Б
11 класс
1
3
3
История
Обществознание
Б
У
Б
Б
У
У
У
Б
2
3
2
1
3
2
6
4
Б
У
1
4
Б
У
Б
У
Б
У
Б
Б
2
5
0,5
3
1
3
1
3
Б
1
Б
1
1
География
Математика и
информатика
Уровень изучения
предмета
Право
Математика:
алгебра и начала
математического
анализа
геометрия
Информатика
Физика
Астрономия
Химия
Биология
Физическая
Физическая
культура, экология
культура
и основы
Основы
безопасности
безопасности
жизнедеятельности жизнедеятельности
Вариативная
часть
Русский язык
Индивидуальный
проект
Элективные курсы
История
«Дискуссионные
вопросы
отечественной
истории»
Английский язык
«Систематизация
грамматики и
лексики
современного
1
1
28
английского языка
при подготовке к
ЕГЭ»
Алгебра
«Решение задач
повышенной
сложности»
Алгебра
«Избранные
вопросы
математики»
Русский язык
«Тестовые
технологии в ЕГЭ
по русскому
языку»
Химия
«Химия в задачах»
Предельно
допустимая
аудиторная
учебная нагрузка
при 5-дневной
учебной неделе
1
1
2
0,5
не более 34 часов в
неделю
29
30